Ежедневно производители спортивной экипировки представляют на суд общественности всё новые и новые комплекты форм для множества известных (и не очень) клубов по всему миру, подбрасывая, кому повод для восхищения, а кому повод для жёсткой обструкции своих творений. Но мало кто знает, как устроена работа тех, кто непосредственно занимается созданием идеи продукта, который в конечном счёте надевают на своё тело, стоящие десятки миллионов евро футболисты. Пусть и не на много, но всё же приоткрыть завесу тайны дизайнерско-ткацкого ремесла в сфере производства футбольной формы нам помог аргентинский дизайнер Мартин Тибабусо, работающий на Adidas, и между прочим, неоднократно
конструировавший форму для сборной России, интервью с которым мы сегодня и публикуем специально для вас.
Мартин, нам известно, что в детстве вы очень любили рисовать. Когда вы нарисовали свою первую футбольную форму?
Если я ничего не путаю, то мне было около 15 лет. Но делать постоянные наброски я стал в 1994 году во время Чемпионата Мира в США. Сначала я рисовал обычными карандашами, затем стал использовать ручку и только когда я поступил в университет я начал использовать компьютер. С ним было гораздо проще изменить цвета, логотип или спонсоров.
Какой профессиональной команде вы нарисовали свою первую форму?
Это был аргентинский «Ривер Плейт». Когда я начал работать в Adidas, то первой работой стала форма «Милана» 2009 года. Я не был в восторге, потому что первоначальный эскиз был сильно изменен, но в этой форме играли Рональдиньо и Бекхэм, согласитесь не очень плохо для старта?
Это точно! А какие чувства вы испытывали когда ваша национальная сборная Аргентины впервые вышла на поле в вашей форме?
Это была просто фантастика! Лучшее, что со мной случалось — это первая игра сборной Аргентины на ЧМ-2010. Я специально прилетел в ЮАР, чтобы посмотреть игру и это было невероятно видеть футболистов и фанатов в этой форме.
Выберите несколько команд с которыми было интереснее всего работать.
Сборная Аргентины. Нет ничего лучше делать форму национальной сборной. Аргентинцы играли на двух чемпионатах мира в моей форме. Кроме того они дали мне возможность встретиться лично с моими кумирами Диего Марадоной и Лео Месси. Что может быть лучше? Да я бы выполнил эту работу бесплатно.
Сборная России. Это был большой вызов для меня. Форма была сделана большой командой профессионалов и результат был потрясающим. Мне удалось отдать честь своему кумиру детства Юрию Гагарину. Да, в детстве я мечтал стать космонавтом.
«Олимпик» и «Лион». Обе французские команды предоставили свободу творчества и в итоге были сделаны такие элементы как дизайн под джинсовую ткань, светящиеся в темноте элементы, двусторонняя форма.
«Ювентус». Работая с ними я узнал о футболе больше, чем когда либо. Каждая встреча, каждая поездка это был огромный урок футбола в команде с профессионалами. Сегодня я использую знания, полученные работая с ними, ежедневно. Неважно, будь то фестиваль, политическая кампания или фирменный стиль организации. Просто другой уровень футбола.
Расскажите про форму сборной России 2016/17
Мы хотели совместить два направления для одной сборной. С одной стороны это должна была быть элегантная классическая форма, как получилось с домашним комплектом, с другой стороны что-то более рискованное и необычное, как вариант с гостевым комплектом. Инь-Ян.
Обращаете ли вы внимание на оценку вашей формы болельщиками?
Знаете, большинство блогов это не лучшее место, где имеет смысл искать оценку своей работе. Я их читаю просто из удовольствия, потому что зачастую те критики которые пишут свои замечания, ничего не понимают в этом вопросе. Часто они критикуют производителя, дизайнеров или каких-то других специалистов, которые не имеют отношения к дизайну формы: Почему такой большой логотип спонсора? Почему такой странный выбор цвета? Почему эта полоска здесь, а не там? Выпуск новой формы занимает около двух лет, большая часть из которых уходит на производство и на дистрибуцию. Так или иначе у нас все равно хватает времени чтобы сделать лучший продукт, где каждая деталь будет на своем месте.
Обычно никто не знает, кто именно стоит за тем или иным дизайном. И когда форма получается удачной хвалят компанию, а не конкретного человека. Считаете ли вы это справедливым?
Ну, работа в крупной корпорации всегда подразумевает подобное. Вы просто маленькая частичка в огромном механизме. Поэтому это не должно тревожить. В Adidas или Nike или любой другой крупной компании за выход новой формы отвечает целая команда людей. Менеджеры продукта, менеджеры проекта, художники, дизайнеры, инженеры, специалисты по ткани, логисты и т.д. Хорошая вещь не может быть создана только лишь одним дизайнером.
И напоследок назовите вашу любимую форму всех времен.
Из ретро это Домашняя форма сборной Дании 1986, Гостевая форма «Арсенала» 1996 года. Из современных — «ПСЖ» 2013 и сборная Японии 2010.
Спасибо, Мартин!
Фотограф: Tim Hufnagl www.timhufnagl.de